Закрыть ... [X]

Амазонки связали его

Само слово «амазонка» стало кошмарным для неуверенных в себе и закомплексованных мужчин. И не только современных. Многие древнегреческие философы отзывались о самой возможности существования «женской» армии с желчью и скепсисом. Хотя сами они уже были совсем не похожи на героев Фермопил и Марафона, и время между дискуссиями проводили не в упражнениях с копьем, а в завивках локонов и заигрыванием с молодыми аристократами…

1 Если отбросить псевдопатриархальные размышления философов Эллады времен упадка, то миф об амазонках дает богатую пищу для размышления. Наш век убедительно доказал, что из представительниц прекрасной половины человечества могут действительно быть сформированы целые подразделения. В первую очередь требующие специфических навыков и качеств, которыми женщины наделены в большей мере, чем мужчины – терпение, внимательность, «мягкая» выносливость (израильские пограничницы, советские девушки-снайперы, спортсменки-биатлонистки, о которых ходят легенды на Кавказе и телохранительницы ряда первых лиц многих государств мира). А иногда даже более утонченная психологическая жестокость (на нее, как показывает опыт, способны не только дамы из Абвера и СС, но и американки в Ираке и индуски, входящие в подразделения полиции по «защите общественной морали»). В то же самое время, в десантно-штурмовых подразделениях, морской пехоте, войсковой разведке и группах «антитеррор» девушек почти нет. И на это тоже есть свои объективные соображения. Способная лучше мужчины незаметно сутками лежать в укрытии или дольше плыть девушка, объективно хуже пробежит кросс, преодолеет полосу препятствий, значительно меньше сможет нагрузить на себя оружия и боеприпасов и, скорее всего, уступит в рукопашной схватке. И сила воли или желания здесь не при чем – причина кроется в физиологии – различном устройстве мышечных волокон и реакциях нервных клеток. И если эти различия сохранили свою актуальность в век автомобилей и огнестрельного оружия, то, что можно сказать о Древней Греции, где базовым военным построением была фаланга, основу которой составляли тяжеловооруженные пехотинцы, таскавшие на себе иногда более 40 килограмм металла?

Тем не менее, обращает на себя внимание тот факт, что упоминания об амазонках встречаются далеко не только в мифах и легендах. Их можно встретить даже в исторических описаниях таких уже относительно «недалеких» и достоверно дошедших до нас событий, как походы Александра Македонского. Очень естественно и непринужденно описывает амазонок такой серьезный ученый, как Геродот, лично побывавший в Северном Причерноморье и черпавший землеописания в худшем случае из вторых третьих рук. И если на далеком Урале он и мог «поселить» сказочных монстров, то места, находившиеся от Ольвии и Пантикапея в нескольких днях верховой езды, он максимум мог описать с только с небольшим «налетом» мифологизации.

Ученые-историки связывают первые мифы об амазонках еще с Минойской цивилизацией. В более поздние времена «места жительства» амазонок локализуются в Причерноморье – Малой Азии и Приазовье. Изредка – в «Ливии», то есть в Африке (упоминаются в пересказах Диодора Сицилийского). Поразительно, но уже в ХХ веке при исследовании потрясающих фресок на скалах в Сахаре – в районе Тассилии, Анри Лот обнаружил изображения, на которых легко угадываются женщины-лучницы и женщины-правительницы. Уже через многие сотни лет после создания картин на камнях, у далеких потомков наскальных художников – туарегов - роль женщины в обществе была гораздо более весомой, чем у окружающих племен. А, опиравшийся при приходе к власти на туарегов Кадаффи сформировал из девушек целое спецподразделение в собственной охране. Но это уже совсем другая история…

Учитывая тот факт, что описания причерноморских амазонок гораздо полнее, убедительней и многочисленней, вернемся к ним. В античной традиции женщины воительницы являются потомками бога войны Ареса и наяды Гармонии. Иногда, как их прародительницы, упоминаются также Афродита или Отрета. Учитывая тот факт, что в первоначальных источниках упоминается две группы амазонок – в бассейне Галиса в Малой Азии и в степях Северного Причерноморья, более поздние античные авторы стали высказывать предположения о том, что они являлись одним и тем же народом и описывать их переселение через Черное море. Страбон пишет, что название Амазон изначально носил Дон-Танаис, и что воительницы жили на его берегах, и лишь со временем переселились в Малую Азию в «Амазонские горы». Другая версия, напротив, говорит о бегстве амазонок в Северное Причерноморье после поражения от Тесея. И она в античной историографии значительно популярнее. Позднеантичные (римские) источники отмечают, что в их время амазонки уже исчезли. И связывают гибель воительниц с деятельностью то Геракла, то Ахилла.

Современные историки и этнографы выделяют три типа мифов об амазонках:

- как о народе, состоящем исключительно из женщин;
- как о народе, в котором в руках женщин находилась власть;
- как о народе, в котором женщины принимали участие в военных действиях наравне с мужчинами.

2 Согласно одному из самых известных описаний, амазонки жили отдельно от мужчин, встречаясь с ними только раз в году – для продолжения рода. Девочек они оставляли у себя и воспитывали, а мальчиков – либо отдавали отцам, либо убивали, либо калечили и превращали в домашнюю прислугу. Девочкам же при рождении выжигали правую грудь – чтобы она не мешала стрельбе из лука (поразительно, но при изучении фресок Тассилии французские исследователи обнаружили, что часть лучниц является одногрудыми!). В большинстве описаний амазонки изображаются конными лучницами, метательницами дротиков и арканов.

В описаниях Троянской войны, которая, как мы знаем благодаря гениальному Шлиману, действительно имела место в истории, амазонки яко бы выступали на стороне осажденных (здесь следует оговориться, что, хотя великий археолог и подтвердил факт существования Трои и ее падения, конкретные события той войны относятся все-таки к мифам и легендам). На помощь Приаму явилась царица амазонок Пентесилия. В итоге царица погибла от рук Ахилла.

Одним из самых  интересных мифов является описание похода амазонок на Афины. Согласно одной из версий, поход произошел после того, как Геракл убил царицу амазонок Ипполиту и забрал ее пояс. Согласно другим, герой Тесей обманом заманил царицу амазонок на свой корабль и похитил, а со временем на ней женился. Ее разгневанные поданные собрали войско и пустились в погоню, вторгнувшись в пределы Эллады вместе с союзниками-скифами. При описании дальнейших событий античные авторы расходятся во мнении. Одни говорят, что Ипполита успокоила их и помогла заключить грекам мир с амазонками. Другие – что предательство царицы еще больше разъярило воительниц, и они убили ее в одном из сражений. Но после этого из-за ссоры они утратили поддержку скифов, и были разбиты греками. Древнегреческие историки описывают эти события, как вполне достоверные, и даже упоминают об известных захоронениях амазонок, погибших и умерших от ран во время похода. Есть у отдельных историков также описания походов амазонок на Ближний Восток, в частности – в Сирию.

Кроме того, есть свидетельства относительно того, что царица амазонок Минития (Талестрия) во время походов Александра, прибыла в гости к македонскому царю и вступила с ним в связь, чтобы родить от него ребенка. Правда, отдельные авторы сами оговариваются относительно не совсем полной достоверности описанных событий и связывают их с женитьбой Александра Македонского на дочери одного из степных царей.

Некоторые из современных ученых видят в афинском походе амазонок аллегорическое описание войны с персами. Что, впрочем, звучит не особо убедительно, так как вторжение персов в Грецию было слишком хорошо известно всем без исключения античным историков. Более правдоподобно звучит версия о том, что таким образом описан реальный военный поход на территорию Эллады народов, населявших Северное Причерноморье. Но почему он связан именно с именем амазонок?

Более того, местности в Сирии и на Ближнем Востоке, пострадавшие, согласно легенде от рук амазонок, действительно в VII веке до нашей эры подверглись нашествию – но нашествию проживавших в Северном Причерноморье иранских народов. Почему снова эти события связали с деятельностью воительниц?

3 Возможно, ответ на эти вопросы следует искать еще в одной из амазонских легенд, известной античным ученым. Согласно ей, пленницы-амазонки сумели захватить перевозившие их греческие корабли, но не сумели ими управлять. В итоге течения занесли их в Северное Причерноморье, где они разбили лагерь и вызвали интерес у проезжавших мимо молодых скифов. Воины стали гулять неподалеку от лагеря и «знакомиться» с красавицами. Скоро у каждой амазонки был свой «друг»-скиф. Желая остаться с новыми подругами, молодые скифы покинули родные кочевья и поселились отдельно. От их союза, появились сарматы, сохранившие в память о «праматерях» уважительное, особенно, отношение к женщинам.

Неожиданное материальное подтверждение легендам о степных воительницах принесли сначала советские, а затем  российские и украинские археологи. В целом ряде курганов в районе Дона и Приазовья они обнаружили явно женские захоронения, сопровождавшиеся воинским инвентарем – в частности, наконечниками стрел и дротиков, кинжалами. Некоторые из них принадлежали совсем молодым – в районе четырнадцати лет – девушкам. В популярной прессе появились и сообщения о находках в женских могилах остатков тяжелого вооружения, но в научной литературе подобных свидетельств автору этих строк отыскать не удалось.

Поэтому очень близкой к истине выглядит версия некоторых современных историков и археологов о том, что периоды стремительного уменьшения в некоторых племенах кочевников количества боеспособных мужчин вследствие неудачных военных походах привели к милитаризации молодых женщин с неминуемым расширением их прав. Учитывая то, что воевать в тяжелом доспехе с секирой и мечом они не могли чисто физически, воинственные кочевницы включались в отряды легкой вспомогательной конницы (отсюда и упоминание о скифах, посадивших яко бы для сокрытия передвижения основных войск женщин на лошадей во время вторжения персов в Причерноморье).

«Патриархальные» греки были на столько поражены такими проявлениями демократизма и гендерной равности, что создали миф об амазонках. Ближе к римскому времени роль легкой конницы у степняков, в частности у сарматов, уменьшилась. На первый план вышли тяжело вооруженные кавалеристы – катафрактарии, определившие в последствии развитие военного дела в Европе аж на полтора тысячелетия. Но уважительное отношение к женщинам, спасавшим в далекие времена род от полного уничтожения с луком в руках, сохранилось. Возможно, именно в нем и следует искать истоки средневековой рыцарской куртуазности и галантности, характерной для военной элиты, бывшей потомками сарматских дружинников, и совершенно немыслимой и дикой для простых крестьян – потомков рядовых германских общинников и галльских землепашцев…

Поэтому настоящий воин и защитник никогда не будет кичиться своей доблестью, и всегда будет уважительно относиться к прекрасным дамам, ради одного взгляда которых он готов на любой подвиг.

Теги: амазонки, девушки-снайперы, израильские пограничницы

0


Источник: http://ohrana.ru/articles/30915/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Амазонки феминистский спецназ древности Синдром эмоционального выгорания связан с

Амазонки связали его Амазонки связали его Амазонки связали его Амазонки связали его Амазонки связали его Амазонки связали его

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ