Тагильский поднос с росписью

 Тагильский лаковый поднос.

Совсем рядом, в 25 километрах от нашей родной Верхней Салды, находится город Нижний Тагил. Знаменит он тагильский не только своей промышленностью, заводами. Есть в этом городе замечательный промысел: Нижнетагильская лаковая роспись по металлу.

Всего у нас в стране два подносных промысла: Жостово и Нижний Тагил.

Тагильская живопись - это необыкновенный   промысел. Зародился  во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия. 
Судьба промысла нелегка - времена популярности, удачного сбыта сменялись тяжелыми кризисами, почти полным вырождением и забвением.

Благодаря своей изысканности, богатству красок, повышенной декоративности, законченности композиции, тагильские расписные подносы получили известность по всему миру.

Какова же история развития промысла?

 По царскому указу 4 марта 1702 года Невьянский завод передался во владение Никите Демидову. В 1720 году Демидов строит  Выйский медеплавильный и  крупнейший на Урале Нижнетагильский железоделательный заводы. Выделка листового железа ускорилась на Урале благодаря тому, что появились плющельные машины, позаимствованные у саксонцев,  результат -  плоская посуда: блюда, тарелки, подносы.

Первые подносы были клепаные. Собирались из отдельных частей: днища, высокого прорезного бортика и фигурных ручек, соединенных вместе методом холодной клепки. Особенно изящна  клепаная форма,  которая имеет вид многогранника - 6-8-угольника. Такая форма сама по себе была драгоценной оправой для картины, так как живописный декор дополнялся ажуром фигурных сквозных просечек бортика и каймой из круглых бусинок. Такая форма подноса в настоящее время является госзаказом, восстанавливается по указу российского президента.

В 1930 годы появляются фигурные кованые подносы, выбитые из одного листа. На листе железа чертили по шаблону заготовки, вырезали ножницами, складывали по 5-7 штук, закрепляли, выбивали молотком на желобильне. Края подносов закруглялись при помощи заложенной проволоки. Бортики и ручки просекались пробойниками.  Большие пластические возможности Демидовского листового железа позволяли мастерам придать подносу самую сложную и причудливую форму.

После того, как форма была готова, поднос начинали шлифовать, шпаклевать, выглаживать. покрывали темной краской - грунтом, олифой и ставили в печь для закалки. Олифа в печке запекалась, и фон становился черно - матовым. Закаленный поднос покрывали черным «вороным» лаком, ведь железо имеет особенность ржаветь, еще раз сушили в печи, окрашивали фон и отдавали на роспись. Расписанный поднос лакировали прозрачным лаком и снова закаливали в печи. 

Украшали посуду горнозаводской росписью. Тагильская роспись основана на самобытном народном творчестве, так как Демидовы  покровительствовали раскольникам. Зародилась  в 18 веке. Бытовая утварь оформлялась яркими сочными красками в реалистической жизнеутверждающей манере.

 В 1806 году была основана первая в Тагиле художественная школа, где преподавали лучшие в России художники - педагоги. Мастерами становились крестьяне-самоучки. Выпускники школы живописи оказали положительное влияние на качество росписей. Особенно это коснулось  подносов-картин.  В центре подноса маслом писалась картина, которую мастер копировал с бумажных образцов-гравюр. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в красивейшую рамочку трафаретного золотого орнамента.

Подносный промысел развивался быстро и плодотворно во многом благодаря доброму и заинтересованному отношению к нему со стороны Демидовых. Но политика эта не всегда была ровной. В начале 19-го века, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы принимают меры по принудительному изменению состава промысла: мужчин-живописцев должны были заменить женщины, в народе их называли «писарихами». Дело росписи постепенно перешло в женские руки. 
Самые известные художники того времени: Яков Журавлев и Андрей Худояров с сыновьями: Вавилой и Федором. Позднее -  Дубасниковы, Головановы, Перезоловы, Бердниковы, Морозовы. Потомственные иконописцы, использовали самые простые приспособления - кисти, масло, доску и куранты для растирания красок, лак, а также приемы декора иконописи: серебро, металлические пески, золото. Владели техникой цыровки по  цветному фону. Цыровка (цырь) - интересный, изысканный древний прием, применявшийся в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету.  Лак, используемый мастерами в покрытии своих изделий, известный под названием "тагильского", превосходил все используемые другими мастерами лаки своей удивительной прочностью и прозрачностью. Такой лак придавал краскам особую драгоценную цветовую яркость, дивную сочность, едва уловимые переливы тончайших оттенков. Худояровы внесли большой вклад в развитие живописно-лакировального мастерства в Нижнем Тагиле.  

Главным мотивом тагильских подносов является цветочная роспись, а ее королевой – роза. Точнее не совсем роза, а нарядный и выразительный сказочный розан. А любимой – композиция букета, состоящего из одного, двух или трех цветков в окружении травок или листиков. Если поднос состоял из разных разделов, которые назывались секторами, то в них тоже писались цветочки, но немного иной формы и поменьше. По краю подносы часто украшались цветочными гирляндами или орнаментом-узором. Постепенно роспись тагильских подносов менялась, ее дополняли новые цветочные, ягодные мотивы и композиции.
Краски тагильской росписи яркие, сочные. Фон тоже выразительный, он нежно просвечивает сквозь цветочные букеты и узоры, дополняя и украшая весь поднос. Чаще всего мастера использовали нежные оттенки фона - голубо-синие, зеленые или наоборот ярко выразительные, малахитовые, красно-коричневые, «под черепашку» (подкопченные на свечке), но гладкое черное зеркало подноса было и остается любимым во все времена. 

Широко было распространено на Урале украшение металлических подносов золотными узорами – геометрическими и растительными. И такое красивое сочетание золотного узора с красочными цветочно-ягодными мотивами превратилось в особенную местную традицию. Делалось это с помощью специальных шаблонов – «трафареток». «Трафаретки» делали остро заточенными ножами из тонкой плотной бумаги. 
Золотный трафаретный орнамент – еще одна отличительная особенность тагильского подноса и его давняя традиция. Но современные мастера росписи по металлу им почти не пользуются, декоративный ажурный геометрический и травный узор выводятся ими от руки. 

Формы у подносов были разные, как и размеры. Создавались даже подносы - скатерти, подносы в размер стола, круглые и овальные, квадратные, прямоугольные, фигурные, гитарообразные и даже треугольные, для таких же по форме столиков. Каждая форма диктовала свою цветочную композицию и мотив, свое украшение бортиков. 

Сегодня тагильский поднос жив. Он развивается, растут новые мастера, проводятся выставки, пишутся книги. Мастера работают группами и самостоятельно, в мастерских и дома. Интересны работы творческого объединения «Квартет» (Вера Павловна Полева, Елена Леонидовна Отмахова,  Нэлли Николаевна Кошкина и Сергей Васильевич Веселков). Художники сохраняют  в своих работах лучшие традиции тагильской росписи, используют и современные мотивы. Например, авторская разработка Веселкова: поднос с зеленым фоном, с подкопчением ("под малахит"), трафаретные узоры и изображение ящериц в композиционном центре. Есть и такие имена как: Н. Петухова, Е. Вардугина, С. Попова, А. Пономарева, И. Решетова, О. Иванова, Е. Семячкова, Ж. Овчинникова, Е. Новокшонова, И. Смыкова и другие.  Пишут на современных подносах пейзажи уральской природы, копируют картины известных русских и зарубежных художников, соблюдая все технические приемы, которыми пользовались 150 и 200 лет тому назад. В современной жизни часто использование мотивов росписи можно увидеть не только на подносах. Расписывают компьютерные мыши, автомобили и т.п.

Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой! Очень красива роспись и изделия этого подносного промысла!

Много качественных фотографий можно увидеть на сайте: http://www.kajuta.net/node/2793, есть там и интересная информация о розах на тагильских и жостовских подносах.  


Источник: http://stranamasterov.ru/node/640563


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Тагильский поднос - официальный сайт, История Тагильского Мастер класс по танцам тнт

Тагильский поднос с росписью Тагильский поднос с росписью Тагильский поднос с росписью Тагильский поднос с росписью Тагильский поднос с росписью Тагильский поднос с росписью

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ