Закрыть ... [X]

Теория поэтапного формирования учебной деятельности

Теория поэтапного формирования умственных действий — концепция, разработана П.Я. Гальпериным, об управляемом извне процессе образования представлений (Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении) и понятий (символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы.) об объектах на основе внешних действий (процесс взаимодействия с каким–либо предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель). Действие как простейшее образование, сохраняющее все основные особенности человеческой деятельности, было подвергнуто П. Я. Гальпериным и его учениками и последователями всестороннему изучению. Совместно с Н.Ф.Талызиной П.Я.Гальперин реализовал эту теорию на практике в процессе обучения. Исходными теоретиче¬скими постулатами послужили положения, разрабо¬танные поэтапного в отечественной психологии Л. С. Выготским, С. Л. Рубин¬штейном, А.Н.Леонтьевым:
всякое внутреннее психическое есть превращенное, интерио-ризированное внешнее; сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая;
психика (сознание) и деятельность суть единство, а не тож¬дество: психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим (образом, мыслью, планом);
психическая, внутренняя деятельность имеет ту же структу¬ру, что и внешняя, предметная;
психическое развитие имеет социальную природу: развитие человеческих индивидов пошло не путем развертывания внутрен¬него, наследственно заложенного видовым опытом, а путем усвое¬ния внешнего общественного опыта, закрепленного в средствах производства, в языке;
деятельностная природа психического образа позволяет рас¬сматривать в качестве его единицы действие. Отсюда следует, теория поэтапного формирования учебной деятельности что и управлять формированием образов можно только через посред¬ство тех действий, с помощью которых они формируются.
Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений. Основана на ряде допущений:
Перед выполнением нового действия необходима активная ориентировка субъекта в условиях действия;
Построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудия психической деятельности, в качестве которых выделяются эталоны, знаки, меры;
Восприятие (процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы) и мышление (процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений) являются интериоризованными внешними предметными действиями.
В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации (материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности), выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный план. При реализации требований данной теории в учебном процессе регламентируются следующие действия: сначала учащемуся разъясняется ориентировочная основа действия, которая предстает в виде схемы на карточке; на основе этой схемы начинается выполнение решения задач, полная совокупность которых соответствует полноценному действию. При этом действие сначала осуществляется и отрабатывается во внешней речи, которая переходит во внутреннюю речь и, наконец, в „скрытую речь“, представляющую собой исключительно внутреннее действие.
Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:
Первый - создание мотивации обучаемого;
Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;
Третий - выполнение реальных действий;
Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;
Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;
Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация.
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».
ПРИМЕР. «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и погруженном виде».
Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.
Н.Ф. Талызина трансформирует разработанную Гальпериным теорию обучения в теорию практического управления учебной и прежде всего познавательной деятельностью младшего школьника. При этом Н.Ф. Талызина воссоздает основной корпус составляющих процесс обучения, его проектирование, формирование учебных действий обучающегося, контроль и диагностирование в таких основных видах деятельности, как чтение, письмо, рассказ, в объеме тех действий, которыми младший школьник должен овладеть, формируя логическое мышление, усваивая содержание математики, родного языка и т.д.
Показателен в этом плане структурный ход изложения материала - от последовательного, полного и очень точного раскрытия действий, которые совершает ученик (например, сравнение, подведение под понятие и др.), к развернутой характеристике усвоения содержания предмета - процесса, который должен включать формирование этих действий в определенной последовательности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Рассматривая действие как единицу анализа учебной деятельности учащихся и в то же время как единицу усвоения, Н.Ф. Талызина, естественно, трактует его в общем контексте теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Представление на этой основе процесса усвоения проанализированных автором общих логических действий учащихся является очень убедительным для всех форм осуществляемого ими действия. Н.Ф. Талызина показывает эффективность организации усвоения на разных его этапах и различную действенность типов ориентировочной деятельности в этом процессе. Полезным для учителя является осуществленный автором анализ видов контроля: предварительного, текущего, итогового - как специфических форм обратной связи. Сформулированные автором требования к организации контроля могут рассматриваться как научно-методическая рекомендация учителю. Представляя процесс формирования начальных логических действий и понятий, Н.Ф. Талызина развертывает всю последовательность действия учителя, постепенно проводящего детей от практических реальных действий к символическим записям (служащим материализации действий), затем к их речевой форме и к внутренним умственным действиям.
Теория поэтапного формирования умственных действий яви¬лась фундаментом разработанного Н.Ф.Талызиной нового направ¬ления — программирования учебного процесса. Его цель — определе¬ние исходного уровня познавательной деятельности обучающих¬ся, новых формируемых познавательных действий; содержания обучения как системы умственных действий, средств, т.е. дей¬ствий, направленных на усвоение широкого крута знаний по треть¬ему типу ориентировки (в плане развернутой речи); пяти основ¬ных этапов формирования умственных действий, на каждом из которых к действиям предъявляются свои требования; разработка алгоритма (системы предписаний) действий; обратная связь и обеспечение на ее основе регуляции процесса научения.
Существенными для реализации направления программирова¬ния обучения являются общие характеристики действий: по фор¬ме (материальное, внешнеречевое, речь «про себя», умственное);
по степени обобщенности; по мере развернутости; по мере осво¬ения и тому, дается ли действие в готовом виде или осваивается самостоятельно.
В действии выделяются ориентировочные, исполнительные и конт¬рольные функции. Согласно Н.Ф.Талызиной, «любое действие че¬ловека представляет собой своеобразную микросистему управ¬ления, включающую 'Управляющий орган" (ориентировочная часть действия), исполнительный, "рабочий орган" (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (конт¬рольная часть действия)».
В целом программированное обучение характеризуется сово¬купностью пяти признаков/принципов:
1) наличия поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;
2) расчлененности учебной части на шаги, связанные с соот¬ветствующими дозами информации, которые обеспечивают вы¬полнение каждого шага;
3) завершения каждого шага самопроверкой, результаты кото¬рой дают возможность судить о том, насколько он успешен, и предложения студенту достаточно эффективного средства для этой самопроверки, а если требуется, то и соответствующего кор¬ректирующего воздействия;
4) использования автоматического, полуавтоматического (мат¬рицы, например) устройства;
5) индивидуализации обучения (в достаточных и доступных пределах).
Особая роль принадлежит созданию соответствующих програм¬мированных пособий. Программированные пособия отличаются от традиционных тем, что в последних программируется лишь учеб¬ный материал, а в программированных — не только учебный ма¬териал, но и его усвоение, и контроль за ним. При обучении очень важно вовремя отметить образование смысловых барьеров. Они возникают, когда учитель, оперируя определенными понятиями, подразумевает одно, а ученики понимают другое.

Главная страница =>к оглавлению

Нравится


Источник: http://www.i-po.ru/shpory/pedagogika1/pedagogika119.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Теория поэтапного формирования умственных действий талызина Из чего сделать нестандартную крону для топиария

Теория поэтапного формирования учебной деятельности Теория поэтапного формирования учебной деятельности Теория поэтапного формирования учебной деятельности Теория поэтапного формирования учебной деятельности Теория поэтапного формирования учебной деятельности Теория поэтапного формирования учебной деятельности Теория поэтапного формирования учебной деятельности

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ